|
|||
Символика стран Юго-Восточной Азии
|
Индийские боги и богини
Эти энергии, присутствующие в человеке как дикие силы, должны быть управляемыми и проводиться по энергетическим каналам плодотворно, чтобы поселить в нем божественное сознание. Для этого человек должен заручиться доброжелательностью различных богов, которые вызовут в его сознании соответствующий настрой, что поможет ему справиться с различными силами дикой природы. На пути духовного продвижения человека он должен развить в себе различные признаки этого божественного духа для того, чтобы достичь всестороннего духовного совершенствования. Ведические божества символизируют силы, присутствующие в природе, а также живущие внутри людей. При обсуждении символического значения ведических божеств в труде «Тайна Вед» Шри Ауробиндо говорит, что «боги, богини и демоны, упомянутые в Ведах, представляют различные космические полномочия, с одной стороны, и достоинства человека и недостатки, с другой». Поклонение идолам и исполнение ритуалов живут в самом сердце индуизма и имеют большое религиозное и философское значение. Все индуистские божества — самостоятельные символы пути к специфическому аспекту Брахмана. Индуистская Троица представлена тремя божествами: Брахма (Brahma) — создатель, Вишну (Vishnu) — защитник и Шива (Shiva) — разрушитель. Однако Брахма хоть и велик, но слишком уж велик и потому почти недосягаем. Вишну замещает его, а роль третьего божества незаметно переходит к богине Шакти. Все индусы, как правило, либо вайшнавы («поклоняющиеся Вишну»), либо шиваиты («поклоняющиеся Шиве»), либ» шакты (то есть «те, которые поклоняются Божественной Матери Шакти», как правило, женщины). Это говорит о том, что и в индуизме при всем его многобожии присутствует определенный элемент Св. Троицы. Индийский бог Брахма
Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености. Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный — Ригведу, южный — Яурведу, западный — Самаведу северный — Атарваведу. Четыре его руки представляют четыре стороны света.Мир возник из воды. Поэтому Брахма несет воду в сосуде камандалу. Четки, которые он перебирает, представляют Время. Семь миров представлены семью лебедями (гусями). Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани — Землю. Цвет кожи Брахмы красный или золотой, одежда — белая. Его вахана — лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб в виде диска чуть больше головы. Индийский бог Вишну
Вишну часто изображается сидящим на волшебной четырехлапой птице Гаруде. Он имеет одно лицо и четыре и более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки и булаву — символ власти, которую дает высшее знание, заключающее в себе сущность жизни; в левых руках он несет шкуру, ткань и радугу. Он также держит чакру (колесо) и гаду (жезл). Чакра представляет вращение мира, так же, как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Восемь рук Вишну символизируют четыре стуроны света и четыре промежуточных направления. Раковина представляет небо, чакра (колесо) — воздух, гада (жезл) — свет, а лотос — воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.
Вишну часто изображается возлежащим на царе змей Шеша с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира (санскритское слово «шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод, подобным жизни, возникшей когда-то из этих вод Вселенной.
В иллюстрированных представлениях Вишну имеет 4 руки (4 полукольца), а крест в круге символизирует высшее деятельное начало.
Индийский бог Шива
Жезл — представляет смерть. Лимон — семя мира. Трезубец — означает учение. Щит — представляет Дхарму. Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта. Полумесяц — символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита — его гнев, который покоряет зло. Тигровая шкура — символизирует желание. Бык Найди — символизирует Дхарму, Закон. 1. Четыре руки — трезубец, барабан, благодающая позиция и четки. 2. Восемь рук. Правые — четки, копье (шакти), жезл (данда) и копье или трезубец (сула). Левые — ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп. 3. Две руки — копье или трезубец (сула), лук. Три глаза. 4. Четыре руки — защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати. Индийский бог Ганеши
Кроме того, Ганеши стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви. Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеши стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Хотя Ганеши — предводитель низшего пантеона и находится в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Ганеши призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом деле, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеши-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. Шакти — женское начало Шакти — неотъемлемая часть Шивы и женской энергии Пуруши. Кроме того, она является воплощением динамического принципа. Шива силен и активен только с Шакти и пассивен без нее. Хотя Шакти, конечно, и сама по себе богиня, но здесь на самом деле выступает целый ряд божеств, причем некоторые в позитивном аспекте, а другие в негативном. Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады — Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жены. Индийская богиня Деви
Образ этой богини повлиял на формирование других богинь, вполне независимых по своим функциям, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.
Индийская богиня Сарасвати
Обычно ее рисуют сидящей на лотосе и играющей на вине, музыкальное инструменте, напоминающем лютню. По легенде Брахма был настолько очарован собственной дочерью, что у него появилось страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех направлениях — он постоянно смотрел на дочь. Так Брахма приобрел пять ликов.
Индийская богиня Шри, или Лакшми
Она является одной из самых популярных богинь индуистского пантеона. Наверное, это связано с тем, что желание быть богатым является одним из ж основных человеческих желаний. Лакшми также ассоциируется с красотой и удачей. Ее изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождали Бху или Сарасвати, она неизменно также составляла ему компанию и тогда звалась Шри. По мере роста популярности культа образ Лакшми вобрал в себя большое количество народных поверий и стал любимым у индийских женщин. |
||