Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

Еврейская азбука

Еврейский народ придает очень большое значение символьной системе своего языка и только благодаря скрупулезному соблюдению многочисленных религиозных табу мир сейчас может читать Ветхий Завет в том виде, в каком он был записан три тысячелетия тому назад.

Библия (по-еврейски Тора) — уже сама по себе символ, но из тех символов, которым поклоняются не как старинной реликвии, рукописи или книге, но его духовной составляющей.

Французский мистик и маг Гаффарель (один из магов, признанных кардиналом Ришелье) предполагал, что еврейские литеры были изобретены первыми астрономами, которые начертили их форму по созвездиям, и старался привести доказательство этому в своей каббалистической планисфере.

А. Дебарроль в пособии по хиромантии «Тайны руки» с ним соглашался и полагал, что в таком случае каббалистическая азбука будет повторением неба, а буквы, следовательно, могут быть с частными значениями (измененными по месту их нахождения), поставленными среди других знаков, начертанных на руке влиянием планет.

Данные Ветхого Завета свидетельствуют о существовании еврейской письменности уже в XI в. до н. э. Древнейшая обнаруженная надпись (Гезерский календарь), относящаяся к X в. до н. э., выполнена ханаанейским алфавитом (весьма близким к финикийскому), с которого в середине V в. до н. э. начался переход на арамейский (квадратный) алфавит, распространившийся тогда в Передней Азии и с незначительными изменениями применяемый до сих пор. Вначале еврейская азбука была сакральной, известной только священникам. Народ имел особенную азбуку, но во время пленения евреи приняли азбуку и даже большею частью и ассирийский язык. Священники пытались изгнать из языка иностранные слова, которые изменяли его свойства, и, чтобы достигнуть этого более действенным способом, сообщили народу священную азбуку, которая и была принята всеми.          

Каждая из этих букв имела значение, сохраненное первыми двадцатью двумя символическими фигурами Таро, столь же древними, как и они.

Двадцать две буквы были изображены на нагруднике первосвященника; этот нагрудник состоял из двенадцати драгоценных камней, каждый носил название одного из колен; каждый камень имел шесть граней, обладал своей силой и выражал собой определенную идею.

Первосвященник, приближаясь к скинии, снимал нагрудник и, молясь с закрытыми глазами, поворачивал его в руках и клал на золотую скрижаль в середину священного ковчега между херубами или сфинксами с бычьим телом и орлиными крыльями. Два сфинкса, служившие застежками для цепи нагрудника, обозначали: правый — Гедулаха или милосердие, а левый — Гебураха, суровость или Да и Нет.

Фигуры сфинксов отражались в той или другой грани драгоценных камней, и по значению названий букв и цифр, высеченных на различных гранях, получающих отражения, читали будущее, которое изменялось в Гедулаха или Гебураха, в милосердие или суровость, смотря по месту ониксов. Это был свет, означавший повеления Иеговы.

Ниже приведена священная еврейская азбука. Каждая буква имеет свое значение в трех мирах: божественном, интеллектуальном и вещественном.

Толкование букв приводится по фундаментальному труду докторара Папюса «Каббала» и книге Э. Леви «Догматы и ритуал Высшей магии».

Древние раввины (философы и каббалисты) объясняют по своей системе порядок, гармонию и влияние небес на мир посредством 22 букв, содержащихся в мистической азбуке евреев (см. сочинение Papus «Tarot des Bohemiens»).

Из следующей ниже статьи, изложенной по Ленену, можно будет увидеть соответствие каждой буквы с Божескими именами, с ангелами и сефиротами.

«1) С буквы алеф до буквы йод — мир невидимый, то есть мир ангельский (верховные, разумные силы, получающие влияние от первого вечного света, приписываемого христианскими философами Богу-Отцу, от Которого все исходит).

С буквы каф до буквы цаде — различные чины ангелов, обитающих в мире видимом, то есть мир астрологический, приписываемый Богу-Сыну, означающему божественную мудрость, создавшую это бесчисленное количество вращающихся в бесконечности пространства шаров, каждый из которых находится под покровительством и охраной разумной силы, приставленной к нему Создателем всего, с целью охранения и направления по орбитам, в тех видах, что­бы никакая звезда не могла нарушить порядок и гармонию, которые Он установил.

С буквы коф до последней называемой тау — мир элементарный, приписываемый христианскими философами Святому Духу, этому существу из существ, которое дает душу и жизнь всем созданиям.

Еврейская азбука

Буквы, соответствующие обозначению категории ангелов в иерархии небесных сил

1.  Алеф

Эта буква соответствует первому имени Бога Эхие, которым объясняют божественную сущность. Каббалисты называют Его «Тем, Кого никогда не видел глаз человеческий» вследствие Его возвышенности. Он находится в мире, называемом Эйн-Соф, то есть бесконечное. Его атрибут или особое свойство называется кетер, что в переводе значит: венец, диадема.

Он управляет ангелами, называемыми по-еврейски Хайот-Хакодеш (то есть животные святости, или святые), представляющими первый ангельский чин — серафимы.

2. Бет

Второе божеское имя, соответствующее второй букве алфавита, есть Бахур — ясность, молодость.

Оно означает ангелов второго чина — офаним, то есть формы или колеса, по-русски — херувимы. Посредством их Бог привел в порядок хаос.

Счисление его Хокма «мудрость».

3. Гимел

Имя Гадоль — великий — присуще третьему ангельскому чину — аралим, то есть великие, сильные, по-русски — престолы.

Посредством их Бог Элоим (Тетраграмматон) поддерживает форму материи.

Счисление его Бича — Провидение и Разум.

4. Далет

Имя Дагуль — отличный, славный. Эта буква имеет присущих ей ангелов хашмалим, то есть господства.

Посредством их Бог Эль представляет изображения тел и всевозможные формы материи.

Его счисление Хесед — значит доброта.

Атрибут Тедула — великодушие.

5. Хей

Имя Ходом, то есть красивый, величественный, означает ангельский чин серафим, или по-русски власти.

Их служением Бог Элоим-Ликбор производит элементы (стихии).

Счисление его Поход — боязнь и суд: левая сторона камня.

Атрибут означает Гебура, то есть сила могущество.

6. Bay

Имя Везио значит «с блеском» и означает шестой ангельский чин молохам, или по-русски — силы.

Их служением Бог Элоха производит металлы и все, что существует в царстве минеральном.

Атрибут его Тиферет — солнце, блеск.

 

7. Зайн

Имя Закай, то есть чистый, образовало седьмой ан гельский чин начала — детей Элоима.

Их служением Тетраграмматон (Бог четырехбуквенный) Саваоф производит растения и все, что существует в царстве растительном.

Его атрибут Нецах — победа или правосудие.

8. Хет

Имя Хесед, то есть милосердие, обозначает ангелов восьмого чина Бене-Элоим — сын Божий, по-русски — архангелы.

Их служением Бог — Элоим Саваоф производит животных и царство животное.

Его атрибут Ход, то есть хвала.

9.  Тет

Соответствует имени Техор — mundus purus — девятый чин ангелов (херувим), господствующих при рождении людей.

Их служением Шадай Элоа посылает людям ангелов-хранителей.

Атрибут его Иесод — основание.

10. Йод

Отсюда происходит имя Иах — Бог.

Атрибут его Малкут — царство, владычество и храм т Бога.

Он указывает влияние через героев, полубогов.

При их посредстве люди получают разумение, промышленность и познание вещей божественных.

11. Каф

Имя Кабир, или могущий (potens), обозначает первое небо, первый двигатель, соответствующее имени Бога, выраженному одной буквой «йод», то есть Первой Причине, которая приводит в движение все, что подвижно.

Первое высшее разумное существо, управляющее Первым Двигателем, или первым небом астрологического мира, приписываемым Второму Лицу Троицы, называется Миттатрон.

Его атрибут означает Князя сторон. Его миссия — вводить всех, кто должен явиться пред лицом Великого Бога. Он имеет под своим начальством князя Орифиеля с бесчисленным количеством подчиненных ему разумных существ. Каббалисты говорят, что через Миттатрона Бог говорил с Моисеем; через него также все низшие могущества мира ощущаемого получают свойства Божий.

Буквы, соответствующие обозначению категории архаангелов в иерархии небесных сил

12. Ламед

Отсюда происходит слово Люминед, или ученый, что соответствует имени Божьему, состоящему из трех букв Шадай, называемому эмблемой дельта.

Оно господствует над третьим небом и над разумными существами третьего порядка, которые управляют сферой Сатурна.

Разумное существо Сатурна — Цафкиель (по указанию других авторов — Кассиель).

13.  Мем

Имя Меборах означает «благословенный» и соответствует четвертому небу и четвертому имени Иегова. Оно господствует над сферой Юпитера. Разумное существо, управляющее Юпитером, называется Цадкиель. Он получает влияние Бога через посредничество Шебтаиеля для передачи его разумным существам пятого порядка. Конечное «мем»— буква основная и соответствует пятому небу и пятому имени Божию Элоха. Это пятое еврейское имя князя, управляющего сферой Марса.

Разумное существо Марса — Самаель.

14.  Нун

Имя Нора — «грозный» — соответствует также имени Эммануел, что значит «с нами Бог», то есть шестому имени Бога. Оно господствует над шестым небом — Солнца. Первое разумное существо Солнца — Рафаель (по другим авторам Михаель).

Конечное нун, изображаемое таким образом, относится к седьмому имени Божьему — Арарата, составленному из семи букв и означающему «Бог неподвижный». Оно господствует над седьмым небом и над Венерой. Разумное существо Венеры Ханиель означает: «любовь Божья, правосудие и благость Божья».

15. Самех

Имя Самекн значит «поддерживающий», «подкрепляющий» (fulciens, firmans).

Это восьмое имя Бога управляет звездой Меркурия.

Первое разумное существо Меркурия — Михаель (по другим авторам Рафаель).

16. Айн

Имя Азаз (tty), т. е. сильный (fortis), соответствует имени Иегова-Саваоф.

Оно господствует над девятым небом Луны.

Разумное существо Луны называется Габриель.

 

Буквы, соответствующие обозначению категории стихий

17. Фе

Соответствующее ему имя Фоде, или искупитель fk (redemptor), «разумная душа» (Кирхер II, 227). Эта буква означает огонь — стихию, в которой обитают саламандры.

Разумное существо огня Серафин имеет много подчиненных. Оно господствует летом над югом и полднем. Конечное «фе», изображаемое таким образом, означает воздух, в котором обитают сильфы — разумные его существа, имеющие много разрядов.

Они господствуют весной над западом и закатом.

18. Цаде

Имя Цадек, то есть справедливость, означает воду, в которой обитают нимфы.

По Кирхеру, это мировая материя.

Разумное существо Тарсис господствует осенью над западом.

Конечное Цаде формирует стихии (Воздух, Огонь, Воду и Землю (Кирхер).

19. Коф

Имя Кодеш значит святой (sanctus).

Отсюда произошла стихия земли, где обитают гномы.

Разумное существо земли — Ариель.

«Зимой он господствует над севером, образует минералы и неодушевленные существа» (Кирхер).

20. Реш

Имя Роде(х) значит «повелевающий».

«Образует растения» (Кирхер).

Оно приписывается первому принципу Бога, который прилагается к царству животному и дает ему жизнь.

21.  Шин

Имя Шадай — есть Всемогущий, обозначает качество, придаваемое второму принципу Бога.

«Животные, то, что имеет жизнь» (Кирхер).

Он дает зародыш всем растительным субстанциям.

22. Тау

Имя Техина, или «изящный». «Означает Микрокосм» (Кирхер).

Третий принцип Бога, полагающий предел всему тому, что существует в царстве минеральном.

Эта буква — символ человека, так как она определяет конец всего, что существует, точно так же, как человек есть конец и совершенство всего создания».