Главная
Астрологические символы
Символика чисел
Древние письмена
Религиозные символы
Символика Индии и Китая
Символика стран Юго-Восточной Азии
Символика геометрических наук
|
Древние письмена
Человек
окончательно отгородил себя от принадлежности к фауне, изобретя письмо
для выражения своих мыслей, чувств, эмоций.
|
Алфавиты
(от греч. alphabetos, образованного от названий первых двух букв
греческого алфавита: а— альфа и р — бета) являются последним явлением в
истории письма. До того как ряд письменных знаков (букв), передающих
отдельные звуковые элементы языка (что и является собственно алфавитом),
выстроился в постоянном порядке, человек вначале пытался прийти к ним
через образы и рисованные символы.
Прототипами первых букв являются символические предметы и
условные мнемонические знаки, еще и теперь употребительные у
народов, недалеко ушедших от первобытного состояния: у малайцев Суматры обозначениями
любви, ненависти и т. п. служат щепотки соли, перца, у американских
индейцев — разноцветные бусы (вампум), у меланезийцев —палки с
зарубками. |
Собственно древние письмена начинаются с изображений, представляющих целую
цепь понятий, — с образного (рисуночного) письма, так называемой
пиктографии. Этот вид письменности встречается у меланезийцев,
эскимосов, австралийцев, особенно же у индейцев Северной Америки. Это
письмо отображает сообщения в виде рисунка или последовательности
рисунков. Пиктография — это не письмо в полном смысле слова, так как она
не фиксирует саму речь, а отражает ее содержание, причем обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не
предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка
сообщения.
Пиктограммы известны со времен неолита. С одной стороны, такие
древние письмена иногда неотличимы от бесцельных рисунков, выводимых
на скалах, стенах пещер, заборах, классных столах и т. п., или от
изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях
украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические,
а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских,
древнекитайских и некоторых других иероглифов.
 |
Можно только предполагать, что хотели сказать своими рисунками
шаманы времен неолита, но свое предназначение они, тем не менее,
выполняли
|
Имеется
множество примеров пиктограмм из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади
Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, Сомали, Трансваале), Северной
и Южной Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные
концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберленде (Англия),
изображения на скалах в Швеции, Ирландии, на Онежском озере, «писаницы»
(изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., «оленные
камни» в Монголии и т. п. Можно предполагать, что первые неолитические
пиктограммы со сценами охоты имели магическое предназначение и служили
для напутствия охотников на удачную охоту или наносились на стены в
целях благодарности божествам, пославшим изобилие зверей в край.
Так или
иначе пиктограммы выполняли свое предназначение — они отображали
определенное понятие. А уж от изображения головы быка как символа
животного было недалеко до буквы «алеф». Однако многие народы так и не
смогли совершить этот шаг. Где-то письменность настолько почитали, что
она носила ритуальный характер и в нее посвящались только люди
жреческого сословия (как, например, у древних египтян или кельтов).
Наиболее
изучены подобные древние письмена - изображения у североамериканских индейцев.
Известно даже имя изобретателя индейского письма — это вождь индейского
племени чероки по имени Секвойя (его именем было названо высочайшее
дерево американского континента).
Почти
все рисунки индейцев изображают реальные предметы; символы и эмблемы
встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных
племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в какой-то
год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с
мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещение мест
отдельными личностями.
Манера
изображения (людей, зверей и т. д.) почти одинакова у всех индейцев,
равно как и обычные обозначения смерти (например, от раны на войне),
союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного
лица от другого и т. д.
Предлагаем читателю несколько символов, являющихся общими для племен
навахо, хопи, пуни и изображавшихся на глиняной посуде индейцев пуэбло.
Многие
из этих пиктограмм имели явно магический смысл и были призваны кроме
знаков письма служить и оберегами.
 |
Стрелки.
Этот символ имеет много значений. Обычно стрелы означают силу,
движение, власть и указывают на направление путешествия, а также
на силу жизни, животворный дух. |
 |
Перья.
Перья, изображенные на многих индейских пиктограммах, являются
символами прошений, признаком чести, достоинства и т.п. Они
символизируют творческую силу, и их значение различается в
зависимости от того, какой птицы принадлежат перья. |
 |
Pahos, или
Палки прошений, крепились на земле, на специально отведенных
священных жезлах, по весне служа для вознесения молитв божеству.
Подобные изображения найдены во многих деревнях племен пуэбло
и навахо. |
 |
Перьевой круг
часто изображается на глиняной посуде, масках, танцевальных
костюмах, военных головных уборах. В символике круги из перьев
связаны с солнцем и поэтому с Создателем. Головные уборы из
перьев обычны у многих индейских племен и потому их изображения
могли указывать на вождей племен. |
 |
Лягушка —
водное животное, означает возобновление (из-за своей
плодовитости), а также указывает на весну и изобилие. |
 |
Медведь
символизирует физическую силу, он также часто упоминается как
«первый помощник» в историях о сотворении мира. Это было
тотемное животное у многих индейских кланов, и потому его
изображение имеет сакральный смысл. |
 |
Олень.
Охотясь на это животное, охотник также приносил ему жертвы,
поскольку отдельные роды и кланы индейских племен часто избирали
оленя тотемным животным. |
 |
Рогатая ящерица
в легендах навахо символизирует настойчивость и хранение
древних тайн. Некоторые народности предупреждают: «Они украдут
ваши глаза, если вы будете смотреть на них слишком долго!» |
 |
Головастик
— зародыш лягушки, также означает изобилие и возобновление.
Поскольку головастики изменяются, то рассматриваются как очень
мощное орудие воспроизводства. |
 |
Черепаха —
водное животное, символизирующее силу, женское начало, изобилие,
длинную жизнь, настойчивость. Способна бросить вызов смерти и
противостоять койоту. |
 |
Койот —
обманщик, также мощный бог-покровитель охоты и фетиш. Часто
рассматривается как плохое предзнаменование грядущих
неприятностей. |
 |
Водоплавающая
птица — символ возобновления жизни, влажных сезонов, реки,
отдаленного путешествия, дальновидности и мудрости. |
 |
Колибри,
как порой и водоплавающие птицы, выступают как символ
преданности, постоянства и вечности, цикличности жизни. Как
известно, колибри являются отчаянными защитниками собственной
территории, вступая в схватку с более сильным противником. |
 |
Попугай в
индейской символике связывается и с солнцем, и с началом сезона
дождей. Попугаи рассматривались как посланники, доставляющие
духам прошения людей. Индейцы пуэбло высоко ценили перья
попугаев как амулет процветания. |
 |
Журавлей
также связывали с водой и концом лета. Обычный мотив в глиняной
посуде и петроглифах мимбрийской культуры на юго-западе
Нью-Мексико. |
 |
Индейки как важный источник продовольствия также
упомянуты в несколько легендах пуэбло. Их перья часто
использовались в ритуалах. |
 |
Сова у племен пани и пуэбло почитается как символ
мудрости старших. Тихий охотник, она связана с темнотой и ночью
как своими острыми глазами, так и искусной охотой. У большинства
других культур сова является плохим предзнаменованием,
предвещающим смерть. |
 |
Орел, хозяин неба, рассматривается в индейской культуре
как посланник, доставляющий духам прошения людей. Индейцы разных
племен чтут эту птицу, считая, что она обладает храбростью,
мудростью и имеет особую связь с Создателем. |
 |
Змея в индейской символике связана с молнией, мужским
органом, скоростью и способностью оставаться при движении
невидимой, хотя характер этого символа обычно более зловещий. |
 |
Avanyu, крылатый небесный змей. Его часто
находят на глиняной посуде и в некоторых украшениях цани. Он
предвестник бурь и смены сезонов. Соединен с молнией, грозами и
сильными, внезапными переменами в погоде. |
 |
Стрекоза, связанная с водой и весенней порой,
символизирует изобилие, возобновление; рассматривается как
посыльный с просьбами людей к духам. Ниже помещено стилизованное
изображение стрекозы, которое использовалось как талисман,
особенно среди южных пуэбло, где это стало двойным католическим
крестом с навершием. |
 |
Это было истолковано как символ католического вероисповедания и
уважения к традициям. |
 |
Современная
пиктограмма - дорожный знак "Проезда нет" |
В
пиктограммах возможна метафорическая или условная символика
(например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка означает
«мир», в современных пиктограммах два соединенных сердца
символизируют «любовь», прямоугольник в круге — «Проезда нет»).
 |
Современный
знак - пиктограмма, обозначающая "Любовь до смерти"
|
Графические пиктограммы и символы в наши дни встречаются практически
везде, во всех сферах производства и быта. Мы настолько привыкли к ним,
что, как правило, не замечаем их. А ведь они очень важны, так как своей
простотой и доходчивостью заменяют целые понятия, чуть ли не на уровне
подсознания подсказывая нам определенные условия, расположение
предметов, направление движения и пр.
 |
Пиктограммы
спортивных состязаний, созданные к дню Московской олимпиады 1980
года Николаем Белковым. |
Сегодня
человек прибегает к пиктограммам для того, чтобы как можно быстрее и
понятнее передать другим людям значительный объем весьма важной
информации, доступной для человека, даже не говорящего на общепринятом
языке.
 |
Современные
пиктограммы, используемые в интернет - браузерах. |
|