Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

Символы Никола Фламмеля

Во второй половине XIV века в Париже жил чиновник, занимавшийся подготовкой документов и всякого рода бумаг и увлекавшийся коллекционированием рукописей. Никола Фламмелю мир обязан знанием о замечательной книге, которую тот купил в букинистической лавке.

История этого удивительного документа, названного «Книга Авраама Еврея», лучше всего передана собственными словами Фламмеля в книге «Иероглифические фигуры»: «Сим я, Никола Фламмель, нотариус, после болезни моих родителей зарабатывающий искусством переписывания документов, подведения счетов, деланием описей, внезапно за два флорина приобрел книгу, очень большую и древнюю. Она была сделана не из бумаги и не из пергамента, как другие книги, а из коры молодых деревьев.

Обложка ее была покрыта медью, украшенной всяческими символами, буквами и странными фигурами, полагаю, что это, должно быть, были греческие буквы или же буквы какого-то древнего языка. Я уверен в этом. Я не мог прочесть их, но я хорошо знаю, что это были не латинский и галльский языки, о которых мы тоже мало знаем.

Внутри книги были аккуратно выписанные кончиком пера из железа и раскрашенные латинские буквы. В ней было три раза по семь листов. Первая семерка заканчивалась картиной с изображением девы, проглатываемой змеем.

Вторая семерка — картиной с изображением распятого змея, и последняя семерка — картиной с изображением пустыни, в середине которой бьют источники, откуда выползают змеи, снующие взад и вперед.

На первом листке было написано заглавными золотыми буквами «Авраам Еврей, Принц, Священник, Левит, Астролог и Философ, к еврейскому народу, Божьим гневом рассеянному среди Галлов». После этого идут проклятия (со словом «Мараната», которое часто повторяется здесь) каждому человеку, который кинет на книгу взгляд, если он не жрец или переписчик книг.

Тот, кто продал мне книгу, не знал, чего она стоит, как, впрочем, и я в момент покупки. Я полагаю, что она была украдена или отнята у бедных евреев или же найдена в местах, где они раньше жили. На втором листе автор утешает свой народ, советуя ему избегать пороков и идолопоклонства и терпеливо ожидать пришествия Мессии, который покорит всех царей земли и будет править Своим народом вечно во славе. Без сомнения, автор был очень мудрым человеком.

На третьем листке, после советов, как платить дань римским императорам, и прочих вещей, на которых я не останавливаюсь, следует описание в самых общих словах процесса превращения металлов; он разукрасил нарисованные по обе стороны листа сосуды разными цветами, оставив не закрашенным только один агент, о котором он не говорил ни слова, и только на пятом и четвертом листах он разукрасил эту фигуру тщательно и с огромным трудолюбием и умением, но ни один человек не может понять эту фигуру, если он не искушен в Каббале, не овладел традицией и не изучал их священные книги.

На четвертом и пятом листах нет никакого текста, а только красивые, отлично исполненные фигуры. Сначала идет фигура молодого человека с крылышками на щиколотках, держащего в руках кадуцей, жезл, перевитый двумя змеями, которым он бьет по шлему, покрывающему его голову.

По моему малому разумению, это Меркурий, бог язычников: напротив него бежит и летит на крыльях огромный старик, а на голове у него песочные часы, и в руке у него книга (или коса), которой он яростно хочет отрубить ноги Меркурию. С другой стороны четвертого листа нарисован цветок на вершине горы, тяжко сотрясаемой северным ветром. Стебель цветка синего цвета, сам цветок белого цвета, листья золотого цвета, вокруг цветка в изобилии водятся драконы и грифоны Севера.

На пятом листе изображена роза, растущая посреди сада, обвивающая дуплистый дуб. У подножия дуба течет ручей чистой воды, который исчезает в глубине земли, но сначала все-таки проходит через руки бесчисленного количества людей, которые роют землю в поисках воды, потому что они слепы, но не знают об этом, за исключением одного важного человека. В конце пятого листа изображен царь, наблюдающий, как солдаты убивают детей, матери которых тщетно молят солдат пощадить их. Кровь детей собирается солдатами в огромную чашу, в которой производят омовения Солнце и Луна.

Я не хочу говорить вам о том, что было написано на хорошем латинском языке на следующих страницах, потому что Бог наказал бы меня, если бы я свершил великое зло, сделав так, чтобы весь род людской имел одну голову, которую можно было бы снести одним ударом. Располагая этой книгой, день и ночь я ничего не мог делать, кроме как читать ее, мало что понимая в операциях, которые там были изображены...»

Никола Фламмель провел много лет, изучая таинственную книгу. Однажды король Франции Карл VI узнал о некоем писце, дела которого начиная с 1382 года вдруг круто пошли в гору и который даже начал сорить деньгами. Король потребовал расследовать обстоятельства появления баснословного состояния Фламмеля (тот оплачивал постройку множества часовен, церквей, больниц, стал вдруг собственником более тридцати домов), прислав главного налогового инспектора Сира де Кармуази. «Но сей благородный господин нашел, что Фламмель живет в очень стесненных условиях и даже пользуется глиняной посудой».

Два обратимых химических процесса символизируются двумя змеями.

Традиция, однако, утверждает, что Никола, обнаружив в инспекторе благородного человека, рассказал тому всю правду и дал сосуд, наполненный своим порошком. Говорят, что этот сосуд многие годы сохранялся в семье инспектора. Это избавило Фламмеля в дальнейшем от королевского внимания. Подкуп «благородного человека», сира де Кармуази, был очевидным, но он позволил Фламмелю избавиться от пристального взгляда королевской особы и спокойно дожить до мирной кончины в возрасте 80 лет.

Свою могилу он просил украсить картинами из вышеупомянутой книги.