Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

Символика розенкрейцеров

Основание алхимических обществ сильно укрепило веру в разрешимость алхимической задачи, и благодаря этому в первой четверти XVII столетия распространилась вера в существование некоего союза, члены которого наряду с прочими тайнами обладали тайной искусственного добывания благородных металлов и которой открывал для всех ищущих соблазнительные перспективы тоже приобщиться к такому знанию.

Розенкрейцеры — члены тайного общества XVII века, поставившего себе задачей всестороннее улучшение церкви и достижение прочного благоденствия государства и отдельных лиц.

План подобного религиозного братства был изложен Иоганном Валентином Андреа в его анонимных памфлетах: «Konfession der Societat d. Rosenkreuzer» (Кассель, 1613), «Fama fraternitatis» (там же, 1614) и «Chymische Hochzeit Christian Rosenkreutz» (там же, 1616), направленных к осмеянию теософо-алхимических бредней того времени.

Сам Андреа, внук богослова и довольно образованный для своего времени человек, пытался укрепить живое, деятельное христианство посредством основания общества людей одинакового образа мыслей, или духовного единства, в котором Христос был бы средоточием.

Символика розенкрейцеров фото

Упомянутый в названии последнего памфлета Розенкрейц — литературный персонаж, немецкий дворянин, который якобы в 1378 году ездил на Восток и от индийских мудрецов узнал тайны философского камня и жизненного эликсира, как об этом свидетельствует надпись на его гробнице, будто бы найденная в 1604 году.

Подтверждение того, что такое общество действительно существует, видели в нескольких анонимных сочинениях, появившихся в1614и1616 годах. В них подробно трактовалось о некоем Обществе, которое поставило себе задачей реформу всего мира и облагораживание человеческого рода.

Основателем его был немец, Христиан Розенкрейц, который родился в 1378 году и в юные годы был отправлен с одним бывалым монахом в Святые места.

Три года он пробыл в Дамаске, Иерусалиме и у белых арабов в Дамкаре, а потом отправился в Египет и Фец, чтобы познакомиться с тамошними мудрецами. После этого прошло два долгих года, и отец Розенкрейца вернулся через Испанию в Германию.

Здесь он заключил союз с тремя единомыслящими с ним братьями-монахами, для того чтобы осуществить задуманную им мировую реформу. Так возникло Братство Розы и Креста, то есть Розенкрейцеров.

После того как в Союз были приняты еще четыре человека, все его члены рассеялись по земному шару и стали повсюду распространять свои идеи; но ежегодно они возвращались на родину, собирались в училище Розенкрейца и давали отчет о своей деятельности.

 

Символика розенкрейцеровМаститый старец умер в возрасте 106 лет. Место, где он был похоронен, осталось неизвестным для братьев. Они действовали в духе учредителя еще 120 лет. Впоследствии могила Розенкрейца была случайно открыта в подвале Союза. Здесь вместе с массой мелких мистических предметов были найдены рукописи с изложением тайн и откровений ордена, главным образом, о светопреставлении. Главнейшая задача Союза, который просуществовал, должно быть, до начала XVII века, состояла в уменьшении земных бедствий путем приведения человечества к истинной философии. Эту философию познал Адам после своего падения, и ей следовали Моисей и Соломон.

Вместе с тем Союз обещал дать своим членам обладание высшим знанием и руководство к тому, как путем нравственно чистой жизни предохранить себя от болезней и недугов. То, что до сих пор было известно и сообщалось только в тесном кругу братства, теперь должно было стать доступным для всего света. Поэтому и предлагалось ознакомиться с задачами Союза, которые были опубликованы. Всякий, кто выражал готовность честно действовать в его духе и сообщал свое имя, получал немедленно дальнейшие разъяснения. При этом для возбуждения людского любопытства немного приподнималась завеса над таинственным миром ордена.

Так, между прочим, осуждалось «проклятое дыхание золота», но тут же подчеркивалось с похвалой, что это занятие было лишь parergon (побочным занятием) для братьев и что они «знали еще тысячи подобных штучек и даже еще получше, чем эта».

Хотя эти писания давали очень скудные сведения о задачах Братства Розенкрейцеров и таинственных средствах к их осуществлению, но в то весьма падкое на такие вещи время они возбудили громадное любопытство, получили самое широкое распространение и вызвали мощный поток литературы. С большим остроумием, но всего чаще с необычайной громогласностью пустого напыщенного словоизвержения трактовались всевозможные вопросы, например, о деятельности Союза и надеждах, сопряженных с вступлением в него. О том же, существует ли Союз в действительности, насколько точные сведения о нем распространяют эти сочинения и кто неизвестный автор последних — такие и подобные им естественные вопросы, как это ни удивительно, вовсе не ставились. Очевидно, в головах царил такой невероятный хаос, что о проверке легендарных сообщений никто и не думал. Поэтому голоса, ко­торые подвергали сомнению самое существование Союза и отваживались высказывать взгляд, что Союз просто-нап­росто занимается распространением ложных учений по медицине и теологии, — эти голоса пропадали, и их, по-види­мому, никто не слушал.

К числу тех, кто всю эту историю объявлял гнусным обманом, принадлежал и сам автор таинственных книг. Хотя и гораздо позже, зато с большей убедительностью было выяснено, что автором этим является вюртембергский теолог Иоганн Валентин Андреа (1586—1654). Он был человеком разносторонне образованным, много видевшим на своем веку, проницательным, высоко стоявшим над своей мелкобуржуазной средой и свободным от того самодовольства, которым было проникнуто ортодоксальное лютеранство того времени. Он выступал против догматических распрей своей эпохи, в целом ряде сочинений проповедовал деятельное христианство, основанное на братской любви и взаимопомощи, и создал план основания религиозного братства, которое должно было соединенными усилиями стремиться к осущест­влению своего идеала. Андреа сам впоследствии признался, что фантастическое произведение «Химическая свадьба» принадлежит его юношескому перу.

Братство, учрежденное Андреа в 1620 году под именем Fraternitas Christiana, не имело успеха вследствие смут Тридца­тилетней войны; оно было совершенно чуждо мистицизма. Наоборот, большое распространение получило общество мистиков и алхимиков, возникшее под именем Братства Розенкрейцеров в 1622 году в Гааге и имевшее отделения в Амстердаме, Нюрнберге, Данциге, Гамбурге и других местах, а также в Италии, особенно в Мантуе и Венеции. Члены этого общества именовали себя истинными розенкрейцерами, а основателем его считали Христиана Розе. В середине XVIII века появились новые розенкрейцеры, которые представляли собой одну из ветвей франкмасонства.