Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

Наука Каббала

Строго говоря, иудаизм не имеет отношения к Каббале, и поэтому о символах этой религии мы рассказали в соответствующей главе. Можно всю жизнь писать и говорить на иврите, не задумываясь о том, что на этих буквах можно как-то и что-то вычислять. Каббала — не религия. Это учение, наука, которой можно заниматься, а можно и нет, совсем как математикой.

Каббалисты уверены, что их наука — ровесница человеческой цивилизации. Согласно раввинскому преданию, Каббала была первым учением, переданным Адаму в раю архангелом Гавриилом и впоследствии передававшимся из уст в уста.

Полагают, что самая первая книга по Каббале «Тайный ангел» («Разиэль Амалах») написана Адамом.

Он получил свои знания непосредственно свыше, но не как каббалисты — вследствие учебы и волевых усилий. Первым из великих каббалистов, т. е. постигших Творца, был праотец Авраам. Он, как повествует Тора, задался вопросами о смысле бытия и удостоился раскрытия Творца, высшего мира. Накопленные им знания и методику их получения он передал последующим поколениям устно и в книге «Сэфэр Иецира». Знания о Творце, высшем мире, т. е. Каббала, передавались каббалистами устно и письменно. Каждый каббалист добавлял к накопленному опыту свою индивидуальность, но пророк Моисей подробно изложил все эти знания в книге, названной им «Тора», от слова «ор» (свет), и «ораа» (инструкция постижения света).

Каббала продолжала развиваться и после написания Пятикнижия. В период между первым и вторым храмом началось изучение Каббалы в организованных группах каббалистов. В III веке п. э. Шимон бар Йохаи иносказательно на арамейском языке написал книгу «Зогар».

Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира, развивая дополнительные способности человека в ощущении окружающего мира. Каббала выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Современные каббалисты еврейской школы излагают в книгах и преподают свою методику исследования мироздания, получения ответа на смысл жизни, методику, которую назвали «наукой получения» — «Хохмат Каббала».

Изучать Каббалу — дело достаточно проблемное. Для изучающих существуют несколько довольно строгих табу. Так, Каббалу можно учить только после 40 лет и заниматься этим может только мужчина, выполняющий все еврейские религиозные законы. Изучающий Каббалу обязан быть женат, однако женщинам запрещено изучать Каббалу, и, прежде чем изучать тайную часть Торы, то есть Каббалу, нужно в совершенстве знать открытую часть Торы, что само по себе — задача невыполнимая для невежды. Да и для любого человека тоже: кто может сказать про себя, что в совершенстве знает Библию?

Во внешнем облике каббалиста может не быть никакой святости. Просто на определенном этапе своей жизни такой человек, по его словам, получает истинные исчерпывающие ответы на вопросы о смысле жизни. Затем этот обычный человек, изучая Каббалу, обретает дополнительное «шестое» чувство — чувство духовного, с помощью которого он способен ощущать духовный мир как непосредственную реальность, точно так же, как мы ощущаем нашу повседневную реальность, наш мир. «Высшим» тот мир называется потому, что находится за пределами наших обычных ощущений.

Каббалист видит, как из высшего мира нисходит и рождается все в нашем мире. Каббалисты полагают, что получают вполне реальную информацию, которая существует вокруг нас, но не воспринимается нами вся. По их мнению, обычный человек воспринимает только небольшой фрагмент окружающего его мироздания, то есть окружающий его мир. В то же время каббалисты полагают, что воспринимают всю картину мироздания. Свои знания они передают в книгах, написанных особым языком. Изучать эти книги следует в группе под руководством опытного каббалиста (рава) по специальной методике. Только тогда эти книги станут средством постижения истинной действительности, и в течение 35 лет (то есть ближе к 80 годам) ученик в состоянии освоить высшие ступени знания.

Точкой отправления для всей Кабаллы является еврейский алфавит. Он состоит из 22 букв, которые не случайно помещены в известном порядке. Каждая буква по своему положению соответствует числу, по форме — иероглифу и по соотношениям с другими буквами — символу. Все буквы происходят от одной - Йод следующим образом.

I. Три матери:

еврейский алфавит

II. Семь двойных (названных так потому, что каждая из них имеет два произношения и выражает два смысла: один — положительный, твердый, другой - отрицательный, мягкий):

еврейский алфавит

III. И , наконец, двенадцать простых — остальные буквы. Каждая еврейская буква передает три понятия:

Букву, то есть иероглиф.

Число, смотря по месту нахождения.

Идею.

Комбинировать еврейские буквы — значит комбинировать числа и идеи, отсюда явилось Таро (см. раздел «Трактовка карт таро»).

Всякая буква, будучи «могуществом» или известной силой, связана более или менее прямо с созидающими силами Вселенной. Так как эти силы развиваются в трех мирах — физическом, астральном и психическом, то каждая буква служит точкой отправления и прибытия для массы соотношений и соответствий. Вследствие этого комбинировать еврейские слова — значит действовать на самую вселенную; отсюда исходит употребление еврейских слов в магических обрядах.

Учение о десяти сефиротах — основа каббалистического учения. Вот что пишет об этом Элифас Леви: «Древние, заметив, что и в физике равновесие является универсальным законом и результатом кажущейся противоположности двух сил, от равновесия физического перешли к равновесию метафизическому, провозгласили, что в Боге, т. е. в живой и деятельной первопричине, необходимо признать два необходимых друг другу свойства: устойчивость и движение, необходимость и свободу, рациональный порядок и свободу воли, справедливость и любовь, а следовательно, строгость и милосердие; два эти атрибута еврейские каббалисты до некоторой степени олицетворяют под названием Гебуры (Geburah) и Хезеда (Chesed).

Над Гебурой и Хезедом расположена верховная корона — уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства; корона эта обозначена именем Малькут в тайном и каббалистическом стихе молитвы Господней.

Но Гебура и Хезед, поддерживаемые в равновесии вверху короной и внизу царством, — два принципа, которые можно рассматривать либо абстрактно, либо в их реализации. Абстрактные или идеализированные, они получают высшее название: «Хокма» (Chocmah) — мудрость и «Бина» (Binah) — разум. Осуществленные, они называются устойчивостью и прогрессом, т. е. вечностью и победой: «Год» (Hod) и «Нетца» (Netzah).

Такова, по учению Каббалы, основа всех религий и наук, первая и неизменная идея всего существующего — тройной треугольник и круг, идея тройного, объясненная помноженным само на себя равновесием, в области идеала и осуществление этой идеи в формах. Древние соединяли главные понятия этой простой и грандиозной теологии с понятием о числах и следующим образом определяли все числа примитивной декады.

«Кетер» (Keter). Корона — уравновешивающая сила.

«Хохма» (Chochmah). Мудрость, уравновешенная в своем неизменном устройстве инициативой разума.

«Бина» (Binah). Деятельный разум, уравновешенный мудростью.

«Хезед» (Chesed). Милосердие — вторая концепция мудрости — всегда благосклонное, так как оно сильно.

«Гебура» (Geburah). Строгость, неизбежное существование которой обусловливается мудростью и добротой. Терпеть зло — значит препятствовать добру.

«Тиферет» (Tiphereth). Красота — лучезарная концепция равновесия в формах, переход от короны к царству, принцип, посредник между Творцом и творением.

«Нетца» (Netsah). Победа, т. е. вечное торжество разума и справедливости.

«Год» (Hod). Вечность побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.

«Иезод» (lesod). Основание, т. е. основа всех верований и истин, — то, что мы называем в философии Абсолютом.

Так Древо сефиротов распределяется то телу божественного человека Адама Кадмона

«Мальхут» (Malchut), или «Малькут» (Malkout). Царство — вселенная; все творения, дело и зеркало Бога; доказательство существования высшего разума; точное следствие, заставляющее нас взойти к первым возможным посылкам; загадка, отгадка которой — Бог, то есть Высший и Абсолютный разум.

Эти десять основных понятий, связанных с первыми десятью буквами еврейского алфавита, одновременно обозначая и начала, и числа, представляют собой то, что учителя каббалы называют десятью сефиротами».

Согласно Каббале Неопределимый Бог приходит к определенности в 10 сефиротах, или стадиях своего смыслового саморазвертывания и соотношение этих гипостазированных атрибутов Бога в своей совокупности образует космическое тело совершенного существа — первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравните это с гностическим мифом о божественном человеке).

деяние Бога каббалаОтрезок, равный всему творению, древние условно делили на девять частей. По аналогии с видимым с Земли мирозданием семи частям дали имена космических тел, а две оставшиеся части поделили между собой области неподвижных звезд и первоэлементов.

Схематично все деяние Бога представляет собой девять окружностей, последовательно вписанных одна в другую.

Внешнее кольцо есть Шамаим — Небесный Огонь, из которого все вышло и к которому все вернется вновь. Непосредственно за ним, вне схемы, — Эйн Соф.

Сфера 1 — это двенадцать зодиакальных гениев, которых не следует путать с двенадцатью созвездиями, образующих пояс эклиптики; сферы со 2 по 8 — семь Духовных Разумов Планет, но ни в коем случае не сами планеты; 9 — область Демиурга, сфера первоэлементов, непосредственно участвующих в создании материального мира, или, иными словами, Земля. Вся схема иллюстрирует последовательное продвижение творческого Света вплоть до возникновения первоматерии — философского камня средневековых алхимиков.