Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

Индуистские символы

Индуизм использует искусство символики с удивительным эффектом. Никакая религия не переполнена символами так, как эта древнейшая религия.

И все индусы покорены этой все распространяющейся тем или иным способом символикой на всем протяжении жизни.

Основная индуистская символика изложена в «Дхарма-чакре», но многое из нее развивалось с годами.

При поверхностном подходе многие индуистские символы могут показаться абсурдными или даже пустыми, но вдумайтесь в них, и вы, к собственной немалой радости, обнаружите, что они преисполнены глубочайшего смысла!

Ниже перечислены главные индуистские символы.

Омм, или Аум

символ оммНасколько крест близок христианам, настолько же Омм близок индусам. Это выражение составлено из трех букв санскритского письма — аа, аи и та, которые, объединившись, дают звук Аум, или Омм. Это наиболее важный символ в индуизме, эта формула звучит в каждой просьбе божеству, и обращение к большинству божеств начинается с нее. Как символ благочестия, формулу Омм часто находят в начале большинства писем, открыток, что хранятся в каждом индуистском храме и в каждой семье.

Этот индуистский символ — фактически священный слог, представляющий Брахман (Brahman), или Абсолютный источник всего сущего. «Упанишады» излагают учение о том, что за многими богами стоит одна Реальность, которая называется Брахман. Брахман — это безличная, монистическая («все едино») сила. Высшая форма Брахмана называется Ниргуной, что означает «лишенный свойств». Брахман сам по себе является непостижимым, так что символ становится принудительным способом для того, чтобы помочь нам понять Непостижимое.

Слог От содержится даже в английских словах, имеющих подобное значение, например, «всеведение», «всемогущее», «вездесущее». Таким образом, Омм также используется, чтобы показать стремление к познанию. Его подобие с латинским «М» таково же, каково в греческом письме значение буквы «омега» — например, в слове «discernable» («познаваемость»). Даже слово «Аминь» («Атеп»), используемое христианами, чтобы заключить прошение, кажется родственным «Омм».

Для того чтобы оценить всю важность и огромную популярность этого символа, отметим, что он в качестве самостоятельного знака наподобие торговой марки (™) или знака охраны авторского права — (©) включен в пакеты шрифтов и символов, разработанных для компьютерной операционной системы Windows.

Прямая свастика

прямая свастика символЭтот древний индуистский символ только напоминает нацистскую эмблему, но вглядитесь в него — и вы увидите массу отличий. Он имеет большое религиозное значение для индусов. Свастика — это не слог или буква, но характерный знак в форме креста с ответвлениями, согнутыми под прямым углом и по часовой стрелке. В нацистской эмблеме, как можно видеть, все с точностью до наоборот. Так что эти символы — индуистский и фашистский — в корне противны друг другу, как Свет и Тьма, Бог и Дьявол, Добро и Зло.

Присутствуя на всех религиозных  празднованиях и фестивалях, свастика символизирует вечную природу Брахмана на всем протяжении Вечности, во всех направлениях, представляя, таким образом, вездесущность Абсолюта.

Сам термин «свастика», как полагают, является сплавом из двух санскритских слов «Su» («хороший») и «Asati» («чтобы существовать»), которые, соединившись, могут означать «да возобладает Добро». Историки говорят, что свастика могла присутствовать в реальности в качестве элемента старинной фортификации и использовалась в качестве оберега.

Цвет шафрана

Если есть какой-либо цвет, который может символизировать все аспекты индуизма, то это шафран — цвет божества Агни (Agni) или огня, который символизирует Высшую Благодать, снизошедшую на человека. Цвет шафрана также кажется наиболее благоприятным в религии сикхов — третьей по величине в Индии, у буддистов, и похоже, что этот цвет получил на Востоке религиозное значение намного раньше, чем все эти религии возникли.

Поклонение огню имело место еще в ведический период. Главный гимн в «Риг веде» прославляет огонь словами: «Agnimile purohitam yagnasya devam rtvijam, hotaram ratna dhatamam». Когда мудрецы передвигались от одного ашрама до другого, было принято нести огонь с собой, сохраняя его. Возможно, для того чтобы предупредить нападавших о том, что приближается процессия жрецов, перед ней несли флаг цвета шафрана.

Треугольные и часто разветвленные флаги цвета шафрана развеваются на верху большинства сикхских и индуистских храмов. В то время как сикхи расценивают его как воинственный цвет, монахи буддисты и индуисты носят одежды этого Цвета как символ отказа от материальной жизни.

Ритуалы Ягна и Пуджа

Ведические ритуалы, подобные Ягна (Yagna) и Пуджа (Puja), говорил Риши Ауробиндо, являются «попыткой исполнить цель созидания и поднять статус человека к нам Божественного сознания или до уровня Космического Человека». Пуджа (Puja) — это по существу ритуал, наводящий на размышления вследствие символического предложения наших жизней и действий Богу.

Каждая деталь, связанная с ритуалом пуджа или поклонения, весьма важна для совершения обряда. Статуя или изображение божества, которое называется «виграхой» (Vigraha) (от санскр. «vi» и «graha») означает нечто, являющееся атрибутом небесных планет (в ведической астрологии называются «грахами»). Цветок, который верующий предлагает божеству, нужен не богу, а самому молящемуся, чтобы любовь и доброта цвели в его душе.

Плоды, предлагаемые божеству, символизируют самопожертвование и самоотдачу молящегося, а огни, которые за­жигают верующие, символизируют свет, горящий в их душах, которые они также преподносят божеству.

Лотос

символ лотосаДля индусов самый священный из цветов — очаровательный лотос — символически представляет истинную душу молящегося. Хотя он живет в мутных водах Ганга или Джамны, расцветая, он покоряет нас своей белизной — и точно так же очищается и расцветает душа человека по мере приближения его к Божеству.

Мифологически лотос — так же в индуизме символ создания, как и Брахма. Лотос известен как символ партии правого крыла Индии, многим знакома позиция «лотоса» в медитации и йоге.

Пурнакумба (Purnakumbha)

ПурнакумбаГлиняный горшок или кувшин, называемый «пурнакумбой» (purnakumbha), наполненный водой и со свежими листьями (побегами) манго и кокосовым орехом наверху — это олицетворение главного божества перед началом обряда пуджа (Puja).

Purnakumbha буквально означает «полный кувшин» (от санскритск. «ригпа» — «полный», «kumbha» — «горшок»). Горшок символизирует мать-землю, вода — начало, дающеее жизнь, листья и побеги — саму жизнь, кокос — божественное сознание. Эта атрибутика используется обычно в течение почти всех религиозных обрядов.

Кувшин также символизирует милостивую богиню плодородия Лакшми.

Янтра

ЯнтраЯнтра (букв, амулет, магический рисунок) — диаграмма, которая может обозначать божество или служить своеобразной картой, помогающей освоить или усилить медитацию. Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается определенная янтра. Рисунок янтры обычно геометрически сбалансирован и, как правило, имеет центр симметрии. Янтры представляют собой приятные в эстетическом отношении изображения и вызывают спонтанную зрительную концентрацию. В качестве иллюстрации приведем тантрический символ так называемой шри-янтры.

 

Деревянные четки Акшамала (Akshamala)

четки АкшамалаЧетки, сделанные из дерева, могут быть в двух вариациях: либо в вариации поклонников Вишну, либо в вариации поклонников Рудры.

Четки также являются атрибутом верховного бога-создателя Брахмы, который несет их как символ вселенского времени, которое ему подвластно.

 

Ваджра

ВаджраОружие Индры (от санскр. «vajra» — «дубина, палица»). Амулет, встречающийся в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д.

Является также основным мотивом для построения мандал.