|
|||
Символика стран Юго-Восточной Азии
|
Древнеегипетская символика
До него лишь философ Плотин в своих «Эннеадах» писал: «Мне кажется, что египетские мудрецы, спонтанно или через размышления, желая выразить объекты мира через мудрость (Софию), использовали не буквы для слов и не фразы для произнесенных утверждений, а рисовали картины и вырезали знаки на стенах их храмов и этим описывали суть выбранных вещей. То есть каждая картина была видом понимания, мудрости и субстанции. Она постигалась в один момент, а не в процессе размышлений». Уже в XX веке Эрнест Фенеллоза, знаток китайских символов, написал: «До Шампольона египетские иероглифы оставались полнейшей загадкой, но долгая традиция убеждала искателей древней мудрости в том, что Плотин был прав. Во-первых, он родился в Египте и, следовательно, мог знать о традициях жрецов. Во-вторых, Плутарх, Клемент Александийский (еще один египтянин) и Диодор Сицилийский толковали иероглифы, ссылаясь на тезисы Плотина. Пико делла Мирандола и многие другие ученые указывали, что общей чертой религиозных доктрин и философской эзотерики был парафраз строк Библии о том, что не следует метать жемчуг перед свиньями. И потому Платон использовал мифы; Дионисий Ареопагит — числовые символы; еврейские мудрецы —«фигуры и шифры Каббалы; и даже Христос проповедовал притчами». «Египетские жрецы, когда им нужно было указать на божественные истины, не использовали буквы, а рисовали фигуры растений, деревьев и животных; они понимали, что знание, передаваемое Богом, не предполагает дискурсивное мышление, но выражается в простой и незыблемой форме. К примеру, ваша мысль о времени является многогранной и подвижной. Она утверждает, что время поспешно и с помощью различных преобразований объединяет начало с концом. Время учит осмотрительности, вносит объекты и события в реальность, а затем разрушает их. Египтяне воплощали это знание в одном-единственном образе. Они рисовали крылатую змею, держащую во рту свой хвост. Как описывает Гораполлон, жрецы сходным образом изображали и другие вещи». Однако все эти знания были утрачены уже ко времени прихода войск Александра Македонского в Египет. Ко времени же римского завоевания от них остались только предания. Пришедшие в IX веке арабы могли лишь созерцать великие пирамиды, которые сами по себе были величайшим символом чего-то неведомого, очевидно, вечности. Абд-аль-Лятиф в своем «Повествовании о Египте» писал: «Пирамиды построены из огромных камней... Камни покрыты древними письменами, которые ныне уже никто не может прочесть. Во всем Египте я не встретил никого, кто бы сказал, что умеет читать это письмо или знает такого человека. Надписей тут великое множество, и если бы у кого-нибудь возникло желание переписать только те из них, что видны на поверхности этих двух пирамид, он заполнил бы ими свыше десяти тысяч страниц». Нечто похожее сообщалось в книге Вазиф-шаха: «На пирамидах везде, где только имелось место: на полу, на потолках, на стенах, — были изложены науки, известные египтянам, нарисованы звезды, написаны не только названия лекарства но и их полезные и вредные свойства, сведения о талисманах, математике, архитектуре...» Ныне, однако, в Великих пирамидах нет никаких текстов и изображений. Остается предполагать одно из двух: либо арабские летописцы писали о них по чужим рассказам, не видя их, либо письмена были сбиты религиозными фанатиками - арабами, которые видели в них магическую угрозу. Таким же образом был изувечен расстрелянный из арабских пушек сфинкс. Следовательно, увидевшее свет в 1505 году сочинение Гораполлона было единственным свидетельством человека, которым по крупицам была воссоздана древнейшая в мире древнеегипетская символика. Современные исследователи иероглифов полагают, что под именем Гораполлона все же выступали несколько средневековых авторов, которые в соответствии со своими представлениями о символизме дополняли и искажали подлинный текст — нормальная практика во времена Средневековья, неприемлемая, однако, в современной науке. Тем не менее исследователи усматривают в книге Гораполлона подлинные образы, не подвергшиеся искажению и полностью соответствующие древним изображениям. Но это вовсе не иероглифическая письменность — она не служила прикладным целям передачи сообщений, а оперировала образами. |
||