Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

Древнеегипетская символика

Символика древнейшей цивилизации мира известна нам лучше других не столько потому, что она лучше других, сколько потому, что человечество изучает ее уже третью тысячу лет, если принять за точку отсчета поездку в эту страну древнегреческого государственного деятеля Солона (между 640 и 635 гг. — ок. 559 г. до н. э.).

Можно также вести исчисление от состоявшегося примерно в то же время визита в эту страну Пифагора Самосского, который, как полагают, был посвящен в тайны древнеегипетской философии.

Однако первый дошедший до нас труд, посвященный иероглифам и символике древнеегипетской религии, был написан только в III веке н. э. философом Гораполлоном.

До него лишь философ Плотин в своих «Эннеадах» писал: «Мне кажется, что египетские мудрецы, спонтанно или через размышления, желая выразить объекты мира через мудрость (Софию), использовали не буквы для слов и не фразы для произнесенных утверждений, а рисовали картины и вырезали знаки на стенах их храмов и этим описывали суть выбранных вещей.

То есть каждая картина была видом понимания, мудрости и субстанции. Она постигалась в один момент, а не в процессе размышлений».

Уже в XX веке Эрнест Фенеллоза, знаток китайских символов, написал: «До Шампольона египетские иероглифы оставались полнейшей загадкой, но долгая традиция убеждала искателей древней мудрости в том, что Плотин был прав. Во-первых, он родился в Египте и, следовательно, мог знать о традициях жрецов. Во-вторых, Плутарх, Клемент Александийский (еще один египтянин) и Диодор Сицилийский толковали иероглифы, ссылаясь на тезисы Плотина. Пико делла Мирандола и многие другие ученые указывали, что общей чертой религиозных доктрин и философской эзотерики был парафраз строк Библии о том, что не следует метать жемчуг перед свиньями. И потому Платон использовал мифы; Дионисий Ареопагит — числовые символы; еврейские мудрецы —«фигуры и шифры Каббалы; и даже Христос проповедовал притчами».

«Египетские жрецы, когда им нужно было указать на божественные истины, не использовали буквы, а рисовали фигуры растений, деревьев и животных; они понимали, что знание, передаваемое Богом, не предполагает дискурсивное мышление, но выражается в простой и незыблемой форме. К примеру, ваша мысль о времени является многогранной и подвижной. Она утверждает, что время поспешно и с помощью различных преобразований объединяет начало с концом. Время учит осмотрительности, вносит объекты и события в реальность, а затем разрушает их. Египтяне воплощали это знание в одном-единственном образе. Они рисовали крылатую змею, держащую во рту свой хвост. Как описывает Гораполлон, жрецы сходным образом изображали и другие вещи». Однако все эти знания были утрачены уже ко времени прихода войск Александра Македонского в Египет. Ко времени же римского завоевания от них остались только предания.

Пришедшие в IX веке арабы могли лишь созерцать великие пирамиды, которые сами по себе были величайшим символом чего-то неведомого, очевидно, вечности. Абд-аль-Лятиф в своем «Повествовании о Египте» писал: «Пирамиды построены из огромных камней... Камни покрыты древними письменами, которые ныне уже никто не может прочесть. Во всем Египте я не встретил никого, кто бы сказал, что умеет читать это письмо или знает такого человека. Надписей тут великое множество, и если бы у кого-нибудь возникло желание переписать только те из них, что видны на поверхности этих двух пирамид, он заполнил бы ими свыше десяти тысяч страниц».

Нечто похожее сообщалось в книге Вазиф-шаха: «На пирамидах везде, где только имелось место: на полу, на потол­ках, на стенах, — были изложены науки, известные египтянам, нарисованы звезды, написаны не только названия лекарства но и их полезные и вредные свойства, сведения о талисманах, математике, архитектуре...»

Ныне, однако, в Великих пирамидах нет никаких текстов и изображений. Остается предполагать одно из двух: либо арабские летописцы писали о них по чужим рассказам, не видя их, либо письмена были сбиты религиозными фанатиками - арабами, которые видели в них магическую угрозу. Таким же образом был изувечен расстрелянный из арабских пушек сфинкс.

Следовательно, увидевшее свет в 1505 году сочинение Гораполлона было единственным свидетельством человека, которым по крупицам была воссоздана древнейшая в мире древнеегипетская символика. Современные исследователи иероглифов полагают, что под именем Гораполлона все же выступали несколько средневековых авторов, которые в соответствии со своими представлениями о символизме дополняли и искажали подлинный текст — нормальная практика во времена Средневековья, неприемлемая, однако, в современной науке. Тем не менее исследователи усматривают в книге Гораполлона подлинные образы, не подвергшиеся искажению и полностью соответствующие древним изображениям. Но это вовсе не иероглифическая письменность — она не служила прикладным целям передачи сообщений, а оперировала образами.