Полная энциклопедия символов

от шумерской письменности до религиозной символики

Главная

Астрологические символы

Символика чисел

Древние письмена

Религиозные символы

Символика Индии и Китая

Символика стран Юго-Восточной Азии

Символика геометрических наук

 

Алхимические образы

Алхимические образы, которыми изобиловали средневековые трактаты алхимиков, ставили своей целью отнюдь не просветительскую миссию (они скорее зашифровывали текст от непосвященных).

Они должны были дать намек посвященному, в каком направлении следует продолжать свои изыскания.

«Чтобы знать, как приступить к великому делу алхимии, — пишет Парацельс, — молодой адепт древней науки должен уметь вызывать «все духи семи планет и металлов», и тогда они придут, явятся во всем своем дворянском, княжеском, графском достоинстве, и каждый — только в своей, ему одному присущей одежде».

Многие образы связывают эту идеологию с образами масонства и Союза Креста и Розы (розенкрейцеров). Среди самых важных образов алхимии: андрогин, гексаграмма, голубь, дракон, единорог, жаба, золото, кадуцей (жезл Меркурия), квинтэссенция, кораллы, Луна, лев, орел, павлин, пеликан, пентаграмма, сера, ртуть, Сатурн, свинец, серебро, Солнце, феникс и др.

Алхимические образы

Этапы «алхимической свадьбы»

Слева направо:

1. Кальцинация, или обжиг (превращение плавких веществ в неплавящиеся);

2. Коагуляция (затвердевание жидких веществ);

3. Фиксация, или сгущение (превращение летучих веществ в нелетучие);

4. Растворение, разделение веществ;

5. Переваривание, воздействие «медленного огня»;

6. Дистилляция, очищение жидкой материи от загрязняющих примесей;

7. Сублимация (возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при помощи «острого пламени»;

8. Сепарация, или осаждение (отделение взвесей от жидкости);

9. Размягчение, превращение твердого вещества в подобное воску;

10. Ферментация, брожение под воздействием тепла;

11. Умножение;

12. Бросание, соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами. Из книги Милиуса «Вопит Dei»

Даже само золото добывалось не столько ради его стоимости, сколько как символ просветления и спасения. Четыре этапа процедуры обозначались различными цветами: черный (греховность, начало, низшие силы) — для «первичной материи» (символ души в ее начальном состоянии); белый (простейшая работа, первое превращение, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой. Алхимическую эволюцию вкратце можно выразить формулой Solve el Coagula, что означает: «Анализируй все элементы в самом себе, раствори все низменное в тебе, даже если при этом ты можешь погибнуть, а затем концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры».

Таким образом, одной из краеугольных целей алхимии нужно считать не добычу золота, а духовное самосовершенствование алхимика.

Пеликан и Уроборус. Двойной символ, означающий, что надо жертвовать собой ради достижения жизни вечной.

«Некоторые люди пытаются буквально истолковать рассказы и манускрипты о чудесных вещах и находят их малознаащими, надуманными и ложными». Между тем великий исследователь символов однозначно говорит: «Кто смеет брать на себя ответственность утверждать, что высказывания крупных и серьезных философов ложны? Нет, было бы тяжким обвинением упрекать их в этом. Другое дело, что смысл здесь не буквальный и принцип этих исканий следует усматривать не иначе как в нас самих — в нас живет дух, который вполне в состоянии сделать те чудеса и поразительные вещи, которые рассказывают о математиках, магах, алхимиках и некромантах» (Агриппа Неттесгеймский).